Сценарий о льне

льне ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Фольклорный праздник

«Лён-леночек»

Подготовила и провела: Шабдарова Л.В.

с. Казанское, 2014 г.

Фольклорный праздник «Лён - леночек — голубой цветочек».

Помещение оформляется в русском стиле: домотка­ные половики, накрытый вышитой скатертью стол, на котором всё приготовлено для чаепития — самовар выпечка; на скамейках веретена и прялки; на полу стоит коробка, стилизованная под старинный сундук. На отдельном столе — орудия труда для обработки льна: железный гребень, мялка.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с растением «лён», связанными с ним приметами, поговорками, песнями, формировать познавательную ак­тивность.

  2. Корригировать мышление, память на основе исполнения песен, отгадывания загадок, просмотра презентационного материала.

  3. Воспитывать любовь к далёкому прошлому наших предков, создать у детей радостное настроение.

Оборудования: домотканые половики, скатерть, самовар, выпечка, сундук, орудия труда для обработки льна (мялка, гребень), лукошко, масло льняное, вещи льняные (полотенце, скатерть, рубашка, наволочка, простыня, платье), электронная презентация, видеоролик «Современная обработка льна», ноутбук, проектор.

Действующие лица:

  • дедушка Федор;

  • бабушка Агафья;

  • внучки Аня и Юля;

  • девочки и мальчики

Дедушка, бабушка, их внучки одеты в русские костюмы. Звучит русская народная музыка. Входят ребята Их встречают дедушка и бабушка.

Дедушка. Добро пожаловать, гостюшки дорогие парнишки удалые, девчонки заводные! С чем пожаловали?

Надя. Чайку попить, хозяев повеселить.

Рафаэль. Рассказы послушать, пироги покушать

Даниил. Попеть, поплясать, себя показать.

Бабушка.

Хлебосольством и радушием

Славен наш марийский край.

Здесь для вас и песни русские,

И медовый каравай!

Собрались все вместе, коли, Как там бают:

«Чином чин», Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни наш зачин.

Входят внучки (Аня и Юля) с подносами, на которых пирог и каравай, ставят подносы на стол.

Юля.

Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час.

Песней русской да народной Мы встречаем нынче вас.

Исполнение русской народной песни «У нас нынче субботея».

Дедушка.

Расцвели девчата наши,

Как ромашки на лугу,

Ну а песни распевают,

Словно пташечки в саду.

Бабушка. Ребятки, не распотешиться ли нам загадкой? А загадка простая, любой отгадает:

Мал малышок

Сквозь землю прошел,

Синю шапочку нашел. (Лён.)

А отгадаете по шифрограмме: по последующей букве алфавита отгадать слово.

КЕМ – ЛЁН

Бабушка: Сегодня, ребятки, мы будем говорить о льне, о его обработке и назначении. – 1 слайд.

- Что такое лён? (растение)

- Видел ли кто из вас это растение?

- Сможете ли узнать лён среди всех растений?

Предлагаются иллюстрации со цветами: василёк, лён, колокольчик. Ребята отгадывают.

- Вот он, лён-леночек, голубой цветочек. (Показывает растение – 2 слайд). При ветре до земли сгибается и снова выпрямляется.

Дедушка. Лён — древнее растение, его возделывают более двух тысяч лет. В старину на Руси лён начинали сеять 27 мая, в день Си­дора-огуречника (на доске – закрепляется табличка). Помнишь, Агафья, как тогда гово­рили: «Сидор-огуречник не сидит на печке, огурцы сажает, лён засевает»?

Бабушка. А в день Федота-овсяника, 31 мая (на доске – закрепляется табличка), лён сеяли уже везде. Другое название этого дня — «семь дев». В народе такие приметы были: (отгадать по рисунку)

кукушка закуковала — пора сеять лён,

рябина зацветает — начинай сеять лён.

Сеяли его до третьего июня.

Дедушка. А помнишь, Агафья, как вы с под­ружками лён обманывали? (Смеется.)

Бабушка. Ну, тебя, старый, нашел о чем вспоми­нать!

Юля. Расскажи, Бабушка! Ну, пожалуйста!

Бабушка. Ну, если смеяться не будете, то расска­жу. Это ведь не я придумала, обычай такой был. Пе­ред тем как сеять лён, мы раздевались донага пря­мо в поле. А лён, глядя на нашу наготу, жалел нас, думал: «Это девки бедные — у них даже рубашек на теле нет, надо будет получше уродиться». Вот так мы лён и обманывали.

Аня.

Посей-ка, батюшка, ленку

В середнем поле, в уголку,

На мою долиночку,

На шелкову шапиночку.

Так пели девушки в стародавние времена.

Бабушка. В наших краях был обычай при посеве льна задабривать мужиков — класть в мешок с семенами вареные яйца.

Дедушка. Поэтому мы и любили сеять лён. Бы­вало, отец высыпает в лукошко (показывает) семена, а с ними яйцо за яйцом вылетает. «Ребята, берите!» Прямо взять да и съесть яйцо нельзя, нужно его сначала подбросить да сказать: «Вырасти, лён, выше лесу стоячего!»

Бабушка. Стебель у льна высотой до ста шести­десяти сантиметров. Голубые цветочки придают особое очарование цветущему льняному полю. Встречаются белые и розовые цветки, но редко. Когда лён отцветает, образуется плод — коробочка, в которой прячутся блестящие семена.- 3 слайд.

Аня. Как интересно! А где лён растет лучше?

Дедушка. Сеют его на хорошо удобренной зе­мельке. Вы же тоже в огороде работаете, на хорошо обработанной земле и урожай хорошим вырастает.

Бабушка. Лён — водохлеб, очень любит влагу. Где сея­ли лён, просили: «Матушка - водица, надо с неба пролиться на нашу льняницу». Посеяв лён, у поля девушки водили хоровод. Давайте и мы вспомним старину.

Хоровод «Я посеяла ленку»

Дедушка. На Луппу - брусничника, 5 сентября (вывешивается табличка), лён убирали, выдергивали из земли с корнем, те­ребили, освобождали от коробочек, а оставшуюся солому вязали в снопы. Потом их мочили, опускали в пруд, чтобы волокно легко отделить от древесины. –4- 6 слайд

А с Симеона Столпника (14 сентября) (вывешивается табличка), стебли льна МЯЛИ.

Бабушка. Да, помню, как мама мне говорила: «Мни лён доле, волокна будут боле». Затем его те­ребили на гребнях (показывает гребень), получая длинное волокно и кудель. А потом уж пряли нитки, а из ниток ткали полотно (показывает полотно). В народе всегда говорили: «Кого лён вымотает, того и озолотит». А хотите увидеть, как вручную обрабатывали лён? (видеофильм – 3 мин.)

Бабушка: Какие старинные инструменты запомнили для обработки льна? (щётка. Чесало, трепетало).

- Как вы думаете, ручная обработка льна была сложной работой? ( И руки ранили, и недосыпали) Не зря в народе говорят «Труд всё побеждает». Объясните значение этой пословицы. А в чём заключается ваш труд?

Дедушка: А кто скажет, как по приметам урожай льна угадать? (распределить детям)

-Длинные сосульки - долгий лён.

-Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.

-Если бельё зимой не сохнет - льны хорошие будут.

-Лён две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Бабушка. Не пора ли, Федор, гос­тей за стол приглашать, а то мы их только рассказами угощаем.

Дедушка. Еще чуток поговорим, потом и чаем угостим. А ты заметила, Агафья, какие гости-то на­рядные, рубахи из нейлона, куртки из синтепона, платья еще из какого-нибудь «пона»? Умные-то люди сроду такую одежду не наденут: одно нездоровье для организма. То ли дело одежда изо льна: натуральная, практичная и, как принято сейчас гово­рить, экологически чистая, приличная.

Бабушка. И то правда, Федор. Лён-долгунец, ко­торый и сейчас выращивают в нашей стране, дает натуральное волокно. В нашем марийском крае во всех районах сеяли лён, и в посёлке Сернур был льнозавод, построенный ещё до войны в 1932 году. В наши дни льнозавод действует в Оршанском районе, недалеко от нашего села в Заре для хлебопекарни выращивают лён.

Дедушка (внучкам). Покажите - ка нам, внученьки, бабушкин сундук. Откройте его, пусть гости полю­буются на красоту льняную.

Аня. А давайте поиграем. Мы с Юлей будем ребятам загадывать загадки о вещах изо льна, ко­торые есть в нашем сундуке, а они — отгадывать, тогда и отгадки покажем.

Девочки загадывают загадки и после отгадки достают из «сундука» тот или иной предмет.

  1. На стене висит, болтается,

  2. За него всяк хватается. (Полотенце.)

  3. Меня били, колотили,

  4. А за стол с царем посадили. (Скатерть.)

  5. Кожух для двух брюх

  6. И четырех ух. (Наволочка.)

  7. Белая Ненила

  8. Перину накрыла. (Простынь.)

  1. В будни простой,

  1. В праздник баской

  2. За плечи цепляется,

  3. До земли болтается. (Сарафан.)

  4. 6.По дороге я шёл,
    Две дороги нашёл,
    По обеим пошёл.
    (Штаны)

  1. Юля. А с одной девушкой вот что приключи­лось: (Поют с Аней)

  2. Пошла Дуня из ворот

  1. Во зеленый огород.

  2. Сорвала там лопушок

  3. Да под самый корешок.

  4. Сшила Дуня сарафан:

  5. И наряден, и не ткан.

  6. Положила в уголок

  7. В берестяный коробок.

  8. Где ни взялся таракан —

  9. Проел Дуне сарафан!

  10. Ты уж, Дуня, не серчай,

  11. Таракана не ругай,

  12. На вечерку приходи

  13. Да кудельку попряди.

  14. Будет новый сарафан:

  15. И наряден, и соткан.

  1. Дедушка. Ай да таракан! А Дуня-то сшила новый сарафан?

  2. Юля. Да, Дедушка, сшила. И не только сарафан, но и рубашку. И на полотенце полотна хватило.

  3. Дедушка. Вот видите, ребята, лён и дом украшал, и людей одевал. Из выращенного на одном гектаре земли, засеянном льном можно изготовить 1220 м ткани, 120 мешков, 110 кг верёвки, 9 кг особо тонкой сигаретной бумаги. Из отходов получают 2 м2 костроплит для отделки салонов самолетов, автобусов, мебели. А еще из него ткут прочные пожарные рукава, крутят верёвки. Делают паклю ( 8 слайд).

  4. - А ну-ка, решите задачку: Сегодня из 1кг пряжи получают 40 километров нити. А из 5 кг. пряжи сколько километров нити получается? (200 км.)

  5. Бабушка. Из льна изготавливают и грубые ткани технического назначения – мешковину, брезент, и тончайший батист (объяснить значение), и удивительные, почти невесомые кружева – блонды. С различных примесей и добавлений шьют постельное бельё, скатерти, портьеры, практичные и модные костюмы для молодёжи. – 9 слайд

  6. Лён ещё кормит: Выжимают душистое масло из семени. Семя используют даже в медицине и парфюмерии. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву и печенье. Испробуйте наше угощение, гости дорогие! (Угощают гостей).

  7. Юля: Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

  8. Аня.На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.    

  9. Юля. До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.

  10. Хоровод «Посеяли девки лён».

  1. Посеяли девки лен,

  2. Посеяли девки лен.

  3. Вот те гребень, вот те лен, да

  4. Вот те сорок веретен, да

  5. Ты сиди попрядывай, да

  6. На меня поглядывай, да

  7. Нитки рвутся, я вяжу, да

  8. На тебя, милой гляжу.

  9. Посеяли, попололи,

  10. Посеяли, попололи.

  11. Вот те гребень, вот те лен, да

  12. Вот те сорок веретен, да

  13. Ты сиди попрядывай, да

  14. На меня поглядывай, да

  15. Нитки рвутся, я вяжу, да

  16. На тебя, милой гляжу.

  17. Повадился паренек,

  18. Иванушка-щеголек.

  19. Вот те гребень, вот те лен, да

  20. Вот те сорок веретен, да

  21. Ты сиди попрядывай, да

  22. На меня поглядывай, да

  23. Нитки рвутся, я вяжу, да

  24. На тебя, милой гляжу.

  25. Со льна цветы сорывал,

  26. Веночки завивал.

  27. Вот те гребень, вот те лен, да

  28. Вот те сорок веретен, да

  29. Ты сиди попрядывай, да

  30. На меня поглядывай, да

  31. Нитки рвутся, я вяжу, да

  32. На тебя, милой гляжу.

  1. Мальчики.

  2. Эх, лён, лён, лён,

  3. Нашим девочкам поклон!

  4. Девочки.

  5. Да, лён, лён, лён,

  6. И мальчишкам всем поклон!

  7. Частушки

  1. Уж чья это прекрасна

  2. В косе ленточка атласна?

  3. Сарафан-то чей льняной?

  4. Вы пожалуйте со мной.

  5. И-ха-ха да и-ха-ха

  6. Чем я девочка плоха?

  7. Юбочка льняная,

  8. Сама я удалая!

  9. Ветер дует, ветер дует,

  10. Ветер дует без конца,

  11. А казанские ребята

  12. Ростом ниже долгунца.

  13. Рос, рос, перерос,

  14. Я таким родился,

  15. Кабы до тебя дорос,

  16. Я бы извинился.

  17. Дайте лён, дайте лён,

  18. Дайте десять веретен,

  19. Буду я попрядывать,

  20. На ребят поглядывать.

  21. Если вышла ты плясать,

  22. То давай доказывай,

  23. А свое льняное платье

  24. Нечего показывать.

  25. Лён и прочен, и белён,

  26. Для здоровья недурен.

  27. Лишь одна беда — забыли,

  28. Как его все встарь любили.

  1. -Дедушка: Спасибо, ребятки за веселье.

  2. Бабушка: И наши детки учатся рукоделию (показать работы детей). Вам понравился наш праздник? Чем?

  3. Что интересного узнали о льне?

  4. Что готовят из льна?


Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/klassnyi-chas-fol-klornyi-prazdnik-lion-lienochiek-gholuboi-tsvietochiek


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий вне классного мероприятия 'Льняные посиделки' - БОТАН Конкурс на профессию призвание

Сценарий о льне Сценарий руского праздника Лен, леночек - Ирина Викторовна Бобина
Сценарий о льне Сценарий внеклассного мероприятия «Льняницы. Льняные смотрины»
Сценарий о льне Методическая разработка (3 класс) на тему: Сценарий праздника quot
Сценарий о льне Сценарий праздника о льне и одежде Образовательный портал m
Сценарий о льне Сценарий праздника русских народных ремесел «Льняница»
Сценарий о льне Сценарий мероприятия " Льняницы. Льняные смотрины"
Сценарий о льне Праздник «Льняницы» Контент-платформа


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ